Жюри пересчитало повести


Газета «Коммерсант» от 3.02.2005

Названы претенденты на премию имени Белкина премии литература

Объявлен краткий список премии имени Белкина за лучшую повесть года, учрежденной издательством «Эксмо» и журналом «Знамя». Черту подвела Лиза НОВИКОВА.
Все пять повестей, вошедших в краткий список премии имени Белкина, напечатаны в толстых журналах: три в «Новом мире» и по одной — в «Знамени» и «Звезде». Та же картина была и в списке номинантов: буквально две-три повести уже опубликованы в книжном варианте, все остальные взяты из журналов. Здесь их отыскивали номинаторы — а на эту роль приглашены все участники литпроцесса от издателей до критиков. Они-то, конечно, проштудировали прошлогодние журналы. Но как-то сложно представить, что читатели, узнав имена претендентов на премию, будут требовать журнальные подшивки в своих районных библиотеках. Хотя как раз сравнить несколько повестей легче, чем одолеть претендующие на «Букера» романные килограммы. Но, тем не менее, объявление финалистов Белкинской премии — мероприятие малоазартное. На более пристальное внимание претендует скорее финальная часть премиального цикла — у победившей повести есть шанс если не сравняться с «Метелью» или «Барышней-крестьянкой», то по крайней мере заинтересовать издателей.
Вот и на этот раз жюри в составе председателя Андрея Битова, а также Николая Александрова, Марины Вишневецкой, Тимура Кибирова и Ольги Труновой довольно быстро завершило церемонию оглашения краткого списка. Комментариев было не так много. Прозаик Марина Вишневецкая отметила, что среди финалистов оказалось много молодых писателей. Действительно, жюри отметило, например, повесть начинающего уфимского автора Игоря Савельева «Бледный город». Свой рассказ о путешествии автостопом автор начал в очерковой манере — но постепенное проявление любовной линии превратило очерк в сюжетную повесть. Марина Палей представлена в списке автобиографичной повестью «Хутор»: драматическая история поездки в Эстонию призвана объяснить причину эмиграции писательницы. Причина понятная: отчуждение. Героиня Марины Палей почему-то не смогла найти общий язык с эстонскими хуторянами, а в повести Олега Хафизова «Полет России» речь идет об одном русско-французском конфликте. Действие происходит в 1812 году: «дубина народной войны» еще не поднята, жестокие французы обращаются с нашими простодушными мужичкам! хуже каких-нибудь фашистов. Тему мифологии русской истории разрабатывает и Владислав Отрошенко в повести «Дело об инженерском городе». Замыкают список авторы, подписавшие свою повесть «Кража молитвенного коврика» именем Фигль-Мигль — возможно, жюри решило», что среди финалистов премии обязательно должен быть какой-нибудь мистификатор.
О том, кто станет лауреатом премии и обладателем $5 тыс., станет известно в начале апреля.

Лиза НОВИКОВА



 


О Фонде |  Премия |  Жюри |  Финалисты |  Лауреаты |  Праздничные речи |  Премиальный разьезд |  Календарь событий |  Фото |  Пресса |  Контакты